



Этот район Рогожской заставы вдвойне родной для меня. Раннее детство прошло на Таганке, а школьные годы - тоже недалеко отсюда. Но узнать с тех пор что-то проблематично.
От метро двигаемся по Радонежской улице. Улица Сергия Радонежского раньше называлась Воронья. Нынешнее название улицы дала находящаяся поблизости церковь преподобного Сергия Радонежского(построена в начале XVII века).А сама улица постановлением правительства города внесена в список территорий, которые необходимо сохранить как «старый облик Москвы»

На Радонежской улице дом № 25 это часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря.

По преданию в конце XIV в. преподобный Сергий отправился пешком в Нижний Новгород к местному князю и зашел по дороге в Спасский монастырь навестить своего ученика. Братия проводила преподобного Сергия за пределы монастыря, и на том месте, где он простился с монахами, потом была поставлена часовня «проща» – от слова «прощаться», «прощать». Согласно Синодальному отчету 1722 г. часовня была построена «когда неведомо», хотя полагают, что первая часовня была построена на этом месте в 1365 г. В 1889–1890 гг. купец Василий Александров, живший в Рогожской слободе, пожертвовал средства для строительства нового здания часовни, которое затем возвел архитектор А. Латков.

Идём дальше и тут опять диковинка - дом № 7 с отделкой в стиле модерн, с масками, текучими линиями декора и сложной формы кронштейнами. Они – свидетельство проникновения новой моды в царство многолетних традиций: в 1908 г. владелец, фабрикант Константин Грязнов заказал архитектору К. Кайзеру сделать на своем доме новый фасад и изобразить в картуше над дворовым проездом букву «Г», начальную букву своей фамилии.



И вот, наконец, поворот направо. Уже виден монастырь, конечная точка нашего маршрута на сегодня. Недалеко отсюда - крутой берег Яузы и на нём находился Спасо-Андроньев монастырь, основанный Алексием, митрополитом московским; место это называлось "Крутояр". Здесь на площади находился бассейн для воды. Говорят, бассейны в Москве ввел городской голова Шестов.

Рядом с монастырем - позаброшенные дома, огромные, здесь, наверное, прикольно играть в войнушку.

Вроде это городская усадьба П.Хрящева - Шелапутиных, построена в конце XVIII - во второй половине XIX вв. Главное здание усадьбы было занесено в хрестоматийные «Альбомы» архитектора М.Ф.Казакова.
Из книги С.К.Романюк "Рогожская слобода":
Только опытный глаз историка архитектуры, или знающего москвоведа может заподозрить в обычном доходном доме (N 8), стоящем на Андроньевской площади, у самого угла с Волочаевской улицей, что-то необычное.

Два его первых этажа отличаются от верхних трех, явно надстроенных позже, на заднем фасаде видны ниши, заложенные окна с наличниками, справа и слева от дома - явно усадебные флигели.

В советское время здесь размещалось общежитие. В 2004 году дом расселили.
Но к сожалению вот уже десять лет он так и стоит в заброшенном виде.
Сквозь стены уже начали прорастать деревья. Разваливается фасад. Вот-вот обвалится чугунный балкон.
Но вернемся к Спасо-Андроникову монастырю. Недалеко от входа - памятник, установленный в 1985 году. Он посвящён наиболее известному и почитаемому русскому иконописцу московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века, иноку этой обители Андрею Рублёву. Автор памятника — скульптор О. К. Комов. В руках Рублева - доски, на которых он и писал иконы.

Проходим через ворота - и... Попадаем в другой мир. Суббота, Октябрь. Людей почти нет. Очень тихо. За старыми монастырскими стенами остался 21 век, заботы, дыхание огромного города. Здесь так спокойно.


Конечно, нас встречает кошка.

Итак, Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса — недействующий мужской монастырь Русской православной церкви, просто крошечный, но самый чудесный монастырь Москвы.

Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского.
В 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спаса Нерукотворного.

По версии О. Г. Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.

Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хоров).



В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 30 октября по н. ст. 1428 года (т.е. через неделю - 590 лет со дня смерти) во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).



Ярусная церковь Архангела Михаила, построенная в формах московского барокко (1694—1739, восстановлена в 1960 году.

По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен ещё один придел — во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери. Сейчас здесь музей.


