
Вот так бывает иногда. Совершенно ничего не ожидаешь - и вдруг всё так удачно складывается.
Как будто кто-то направляет тебя в нужный час в нужное время что-то сделать.
Так было в ту нашу декабрьскую поездку в Ярославль. Мы подъехали к Планетарию, чтобы от него уже двигаться в центр и попутно осматривать все интересности. Около Планетария наше внимание привлек красно-кирпичный храм. Оказалось Храм Николы Мокрого. 17 век.

Существует предание, что первый деревянный Никольский храм в городе построили на месте древнего языческого капища, которое располагалось на берегу Коротосли, между двумя ее притоками Паутовым и Ершовым ручьями. А жертвенный камень, почитаемый язычниками, заложили в церковный фундамент.

В различных документах, где упоминается деревянная церковь, о ней уже говорят как о храме Николы Мокрого. Причем, одни считают, что причина этого – заболоченное место, где она была построена. По другой версии, такое название появилось потому, что Святитель Николай оказывал особую помощь тонущим и всем, терпящим бедствия на воде. Например, в Софийском соборе Киева издавна хранилась древняя икона Святителя Николая, которую верующие называли «Никола Мокрый». Посвящена она младенцу, спасенному святым из вод Днепра. Позже это христианское предание воплотилось и в сюжетах настенных росписей ярославских церквей.

Храм казался неживым, и мы зашли в храм по соседству - Белокаменную Тихвинскую церковь.
А дальше всё происходило как в сказке. В храме никого не было, кроме женщины-служителя. Я посетовала, что такой красивый храм закрыт, наверное, не отапливается.
"Туда можно зайти. Я дам вам ключ, это удивительное место. Не спешите, всё хорошо рассмотрите, вы не пожалеете." И дальше подробный рассказ о сюжетах росписей.

И вот мы в полном одиночестве внутри этого замечательного Храма. В первые мгновения просто оцепенели. Так красиво было. Да, идёт, по-видимому реставрация, многое утрачено. Но это так красиво..

Ансамбль росписи храма Николы Мокрого, состоящий из 660 сюжетных клейм, дошел до нас не в полном объеме – утрачена живопись сводов западной паперти. Столпы храма разбиты на четыре широких яруса, нижний из которых орнаментальный.

В верхнем ярусе западных столпов изображены благоверные князья и цари: Константин и Елена, Владимир и Ольга (южный столп), Борис и Глеб, Всеволод Псковский и Ярослав Мудрый (северный столп), в среднем воины-мученики, в нижнем – русские святые, в том числе царевич Димитрий Угличский, Дмитрий Донской, Михаил Черниговский, ярославский князья Федор, Давид и Константин (южный столп), Константин, Михаил и Федор Муромские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и ярославские чудотворцы Василий и Константин (северный столп). Роспись столпов отмечена высочайшим уровнем исполнения.

Помню, женщина, которая рассказывала про храм, особенно удивлялась, как создатели росписей, предвидели страсти и пороки века нынешнего. Например, странные голые мужчины, танцующие около шестов. Теперь они навечно привязаны к ним.

По указу государя Алексея Михайловича каменный храм начали строить на этом месте в 1665 году. Возведение новой церкви заняло семь лет.

В 1673 году артель ярославских живописцев украсила новую церковь фресками. Мастера эти считались большими умельцами, так как сразу после росписи храма Николы Мокрого, митрополит забрал их в Ростов. Талантливым изографам удалось создать на стенах церкви 660 сюжетных живописных композиций на библейские темы, портреты русских царей и святых, настенные изображения жития Николая Чудотворца, а также летопись строительства храма. Картина «Страшного суда» с западной церковной стены признается специалистами одной из лучших настенных росписей Ярославля XVII века.

По характеру рисунков и манере письма фрески Никольской церкви сходны с росписями в храме Ильи Пророка, выполненными на семь лет позже. Поэтому искусствоведы полагают, что в росписи Никольского храма мог участвовать знаменитый мастер XVII века Гурий Никитин с помощниками. Потом в середине и в конце XIX века фрески дважды подновляли московские художники. К сожалению, росписи на западном крыле паперти были утрачены в XIX веке, когда перекладывали свод церкви.

Кроме богатых фресок, внутри храма для государя и патриарха ярославские мастера сделали специальные молельные места. Это были уникальные по замыслу и качеству исполнения образцы монументальной резьбы по дереву.

В начале 40-х годов XIX века церковь перестала выполнять функции приходского храма, и ее передали военным. Здесь стали молиться те, кто служил в учебных армейских полках, расквартированных в Ярославле (Нежинском, Фанагорийском и Островенском). Военные начали приносить в церковь свои полковые иконы и реликвии. Так, в храме Николы Мокрого хранился мундир государя Николая I, поскольку царь был приписан к 11-му гренадерскому Фанагорийскому полку. Батальонные иконы, наградные знамена и памятные раритеты суворовских времен стояли в храме в специальных витринах на почетных местах.

Но теперь в Храме ничего этого нет. Реставрация остановлена до лета или лучших времен. Поставили новый, но пока пустой иконостас. Во многих местах что-то раскапывают. Впечатление, что окончание работ не скоро.

Но... Я рада, что мы смогли попасть внутрь (спасибо доброй женщине). Там особенное чувство. Это трудно объяснить. Кругом все порушено, раскопано. А поднимешь глаза - и улетаешь. Лик голубоглазого Христа, Богородицы. Они с нами теперь. Навсегда.








