dracena_08 (dracena_08) wrote,
dracena_08
dracena_08

Category:

Шагающие дома

Дом на Каланчёвской улице, 32/61.
В России «шагающие дома» появились еще до революции. Этому можно посвятить отдельную книгу, но я расскажу о первом опыте переноса каменного московского дома. Кстати он и сейчас благополучно стоит на том месте, куда его поставили. В далеком 1897 году решили расширять Николаевскую железную дорогу и дом неожиданно оказался на пути. В то время дом был в собственности у англичанки Джейн Макгилл(Евгения Ивановна (Джейн) Макгилл), вдовы состоятельного шотландца Роберта Макгилла. Макгиллы владели в Москве строительным предприятием и цементным заводом на Каланчевке и активно участвовали как в строительных работах в Москве, так и в жизни британской диаспоры. Именно она приняла решение перенести его примерно на 100 метров от железнодорожных путей.

1
Проект такого переезда разработал инженер И. М. Федорович. Руководил работами также он лично. Всю мебель из дома вытащили, все печи разобрали и установили в цокольном этаже специальную металлическую раму из стальных кованых вагонных осей, чтобы придать ему больше крепости и устойчивости. Сам дом подняли с помощью домкрата, срезали с фундамента и двигали по рельсам. Передвижение дома прошло успешно, оно длилось неделю. И.М. Федорович сделал в Императорском Русском техническом обществе подробнейший доклад о своей деятельности и намеревался и дальше использовать свой опыт при расширении железнодорожных узлов. Однако применить свои знания и смекалку ему так и не пришлось.

2
Дом и сейчас стоит по адресу Каланчёвская улица, 32/61, но вот только попасть туда нельзя. Дом пережил две мировые войны, революцию и большевиков, а сейчас заброшен.
Настоящий бум передвижки, перестановки и переездов разразился в советское время. До этого места в городе вроде как хватало, а если и не хватало, то в ход шел динамит. В случае с Храмом Христа Спасителя — просто много динамита. В 1935 году после окончательного принятия плана реконструкции Москвы, начался вывод трамвайных путей с магистральных улиц. Маршрут, который ранее проходил по Тверской улице, стали выводить на 2-ю Брестскую, параллельно пробивая окно к Садовому кольцу. Камнем преткновения стала фидерная подстанция, которая располагалась на нынешней площади Маяковского и питала целый район. Чтобы не организовывать альтернативу и не перекидывать фазы с одних трансформаторов на другие, подстанцию решили попросту подвинуть. Что и было успешно проделано под руководством инженера Э.М. Генделя. После столь успешного опыта было решено взяться за дело более масштабно и организовать «Трест по передвижке и разборке зданий». Главным инженером был назначен Гендель, под руководством которого было передвинуто более 30 зданий в Москве!

Tags: #архитектураповторникам, классный час, моя Москва
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments