dracena_08 (dracena_08) wrote,
dracena_08
dracena_08

Как упал "Максим Горький"

Прекрасный погожий субботний денёк 18 мая 1935 года. Центральный московский аэродром. Сотни зрителей. В небе – такое просто невозможно себе представить- огромная машина и для сравнения – около неё обычные самолёты (истребитель и разведчик), которые кажутся просто крошечными рядом с летающим гигантом. Всеобщее ликование. Самолёт Максим Горький на целую минуту загораживает солнце… И вдруг один сопровождающий самолёт начинает выполнять сложнейшую фигуру высшего пилотажа прямо рядом с правым крылом самолёта-гиганта. Через секунду он врезается в крыло и падает на землю. А огромный самолёт накреняется, загорается и тоже падает.

самолет2
В этой катастрофе погибли и пассажиры (семьи строителей самолёта, сами строители и конструкторы -этот полёт был подарком для них), и экипаж, и пилот самолёта-истребителя, всего 50 человек. Чудо, что не было пострадавших на земле – самолёт упал в районе Сокола, разрушив дом.
самолет6
Любимец Сталина, журналист Михаил Кольцов предложил очень необычный способ поздравить пролетарского писателя Максима Горького с 40-летним юбилеем литературной деятельности –построить самый большой самолёт в мире и назвать его именем писателя. Собирали деньги по всей стране с большим энтузиазмом – за год собрали более 6 миллионов рублей. К тому же, по замыслу Кольцова, самолёт мог бы стать флагманом эскадрильи самолётов для пропаганды и агитации.
самолёт1
На борту самолёта была установлена киноаппаратура для показа фильмов прямо на аэродроме (вначале планировалось проецировать изображение в полете на облака, используя их как гигантский экран, но эта затея оказалась технически неосуществимой), а также имелась типография, которая могла прямо в полёте напечатать огромное количество листовок. А обслуживать самолёт должна была собственная электростанция.
самолет3
Кроме агитработы, самолёт мог и просто перевозить людей (до 75 человек) и грузы (до 15 тонн), причём комфорту уделялось много внимания. Салон самолёта был украшен коврами, занавесками на окнах, в нем стояли уютные кресла и столики с настольными лампами. Были также и спальные каюты, буфет, библиотека, туалеты, умывальники, библиотека, пневмопочта, фотолаборатория. Общая площадь этих помещений более 100 м2. Пассажиры размещались не только в салоне, но и в крыльях самолёта, толщина которых была более 2 метров. Самолёт «Максим Горький» строили в кб Туполева.
самолет5
В апреле 1934-го самолет по частям перевезли на Центральный аэродром в Москве, где началась сборка машины. Ее максимальный вес равнялся 53 т, а размах крыла — 63 метра. Первым испытателем самолёта стал лётчик М.Громов, который очень высоко отозвался о самолёте. А уже 19 июня самолёт увидел Максим Горький, который присутствовал на воздушном параде на Красной площади.
На первое мая 1935 года "Максим Горький" вновь пролетел над Красной площадью. Из его громкоговорителей неслись приветствия тысячам собравшихся на праздник москвичам. В тот момент никто и не предполагал, что до страшного конца самолёта оставалось 3 недели…
самолет7
Источники
из статьи А.Кравца "Возвращаясь к гибели самолета "Максим Горький", "Воздушный транспорт", 17 - 22 февраля 1990 г.)
Tags: Моя Москва, классный час, падение самолёта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments