dracena_08 (dracena_08) wrote,
dracena_08

Храм в Царском селе

Продолжаю разговор про Санкт-Петербург. Давно обещала своим малышатам свозить их в этот славный город. Для меня странно, конечно, что детки, которые к своим 15-16 годочкам объездили полмира, никогда не были в Питере (только двое из нашей компании были). Ну да ладно. Белые ночи, они прекрасно сдали ГИА, собрались.
Сначала решили ехать по-человечески, т.е. через фирму. Мне хлопот меньше, на автобусе тебя возят, в кафе завозят, сиди, отдыхай. Но цену нам заломили недетскую. А у меня родители, что надо, не бедные, но денюжку считать умеют.
В общем, решили сами. Чудом купили билеты. Туда - замечательный поезд Сухум-Питер, в Москве в 18.00. То, что надо. Потусить, поесть и спать. Обратно уже шиканули, на Бетанкуре.
По времени - маловато, конечно. Но что, поделать. Кто не в теме - теперь мы, классные руководители на нормальные экскурсии ездим за свой счет и только в выходные. Или брать дни в счет отпуска. Теперь поездка с детьми (совсем не праздник, надо сказать) - это только в свободное время учителя. Поэтому только суббота и воскресенье. И то спасибо, что в субботу экзамена не случилось.

Прибыли в 4.20. Глазки детки, понятно, ещё раскрыть не могли, но я их, дура старая потащила смотреть мосты. В смысле как их опускают. Поняла, что к Дворцовому не успеть, рванули в более короткий конец Невского - к мосту Александра Невского. Погода благодать. Тепло совсем и мелкий дождь моросяка. Самое то, чтобы прочувствовать "сырость Петербурга", но не не намокнуть по-настоящему. Прибежали. В ин-те написано, что сводят в 5.05. А он и не разводился. Машинки едут себе спокойненько и перспектива на другие мосты видна, то же самое. Облом-с. Что-то я не докумекала.
Потопали в отель, прямо напротив Московского, "Север" зовется. Но продолжу эту тему позже. А сейчас, раз вторник, хочу показать внутренности замечательного храма, который видели все, но не все туда ходили.
20190616_150618

Речь, конечно же, о Храме Воскресения Христова — домовой православной церкви в Пушкине, в Екатерининском дворце.

Пошли мы туда с большим воодушевлением хоть что-то узреть из внутренностей дворца, т.к. сам Дворец не в зоне досягаемости простых смертных. Мы с мужем были в Пушкине в феврале и попали во дворец довольно спокойно, еще и жили в нем. А вот летом - рядовым гражданам и не в составе тур.группы (даже они стояли по часу на жаре, чтобы пройти) проникнуть в Екатерининский дворец невозможно. Вообще наблюдается засилье Китая во всем. Уже немного напрягает. Т.е. своим гражданам смотреть свои же ценности культурные не обязательно, а господа китайцы - wellcome. А китайцам этим на все это наплевать с высокой колокольни. Их согнали с деревень и сказали "Надо ехать, смотреть мир, а то мы вас долго под культом держали, вот вам дотация, чтоб ездили подальше, особенно пенсионеры". Вот они и расползаются по миру как т... А что, если б нашим пенсионерам матпомощь давали, они бы тоже может, в Китай рванули или ещё куда.
Но вернемся к храму. Экскурсия в него+на хоры+кое-какие новые отреставрированные залы дворца -240 руб на детёныша. Мне подороже. И по фигу, что я с ними мать многодетная. Ладно, одели бахилы, а потом еще и в залах тапочки войлочные (дети впервые их видели, вот была умора).
Дальше смешное заканчивается, начинается красивое.

20190616_154012
Проектом реконструкции Большого Екатерининского дворца середины XVIII века была предусмотрена постройка храма сначала отдельным зданием «между правым флигелем и циркумференцией», но эти планы не реализовались, и церковь решили устроить в особом флигеле. Автором проекта стал архитектор С. И. Чевакинский.
20190616_154235
Весной 1746 года начались строительные работы по флигелю, а уже 8 августа 1746 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, великого князя Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны состоялась торжественная закладка церкви, которую совершил архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Феодосий. Освящение храма 30 июля 1756 года возглавил Санкт-Петербургский архиепископ Сильвестр (Кулябка) в присутствии Императрицы. По окончании освящения был дан салют из 51 пушки.
20190616_154319
12 мая 1820 года в результате пожара церковь сгорела, погибла большая часть интерьера. Реставрация храма велась под руководством архитектора В. П. Стасова. Восстановленная церковь была заново освящена 2 апреля 1822 года архиепископом Тверским и Кашинским Ионой в присутствии Александра I.
20190616_154324

19 октября 1845 года она стала называться «Большой придворной Царскосельской церковью». Богослужения в ней проходили редко: крещение, бракосочетания и заупокойные службы по членам Императорской фамилии, а также богослужения в период от Великого Четверга до первого дня Пасхи.
20190616_154549

16 июня 1863 года церковь снова пострадала в пожаре, однако утварь и большинство икон удалось спасти. В пожаре пострадали «стасовские» церковные главки, но А. Ф. Видов вернул им вид, более соответствующий стилю елизаветинского барокко.
20190616_155145

Богослужения в храме прекратились в 1917 году, хотя официально церковь была ликвидирована 22 мая 1922 года. Помещение храма выполняло функции музейного пространства. В период оккупации Пушкина испанцами и немцами в церкви был устроен гараж, а внутреннее убранство было разграблено. Крыша была пробита, а купола изрешечены пулями.
20190616_155149

Реставрационные работы во дворце начались только в 1957 году, в храме находился склад уцелевших дворцовой утвари и архитектурных деталей. В 1963 году были восстановлены купола, однако сам храм до настоящего времени полностью не отреставрирован.
20190616_154026

С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны, формально храм был приписан к приходу Софийского собора. Летом 2015 года музеем был объявлен конкурс на проведение реставрационных работ. С 13 апреля 2019 года храм и прилегающие залы включены в отдельный экскурсионный маршрут. На который мы и попали.

20190616_154036

2 слова из ин-та об архитектуре.
Фасад церкви, обращённый на Садовую улицу, создан Ф.-Б. Растрелли, который использовал решение так называемой двухъярусной колоннады: на уровне первого и второго этажей более тяжёлой и массивной, на третьем и четвёртом этажах — облегчённой. Назначение здания определило символику декоративной скульптуры — фигур ангелов, головок херувимов. При этом по общей архитектуре здание сохраняет характер светского сооружения.

20190616_173936

20190616_155152

Церковный (северный) флигель увенчан пятью золочёными куполами. Первоначально проектом был предусмотрен 1 купол, но Елизавета Петровна распорядилась «над церковью новостроющеюся купола не делать, но пять глав по пропорции». В связи с этим проект был частично переработан.

20190616_190319

20190616_155411

Помещение церкви архитектурно разделено на четыре части: алтарь, неф, хоры и места под хорами. Хоры и помещение под ними отделены от самой церкви параллельной иконостасу стеной, имеющей три пролёта внизу и три окна наверху. На хоры можно попасть через двери, соединяющие их с одной стороны с остальным дворцом (через них входили императоры и двор), с другой — с Лицеем (через коридор).

20190616_155415

Стены церкви выкрашены в цвет берлинской лазури, установленный Елизаветой Петровной в 1749 году.

Для храма было написано 114 икон, вставленных в ниши, обрамлённые золочёными рамами.

К 2010 году была произведена реставрация архитектурно-декоративного убранства церкви, золочение куполов. Интерьер храма сохранился частично. Восстановлена часть золочёных рам. Из икон оставлены только 3 образа. После оккупации сохранились сень и плафон в алтаре. Восстановлены образа архангелов Михаила и Гавриила. К апрелю 2019 года стены восполнено архитектурное и частично скульптурное убранство храма, в алтарной части отреставрирован плафон, восстановлены почти все образа иконостаса.

Будете в Царском - обязательно зайдите. Ей Богу.

Tags: #архитектураповторникам, #питер, Царское село

• Белая ива, которая не совсем белая

Всё таки вовремя мы съездили в Переславль. Погода начала портиться. Я обещала вам показать город и окрестности с немного неизвестной стороны.…

• Ещё одна усадьба, которая никому не нужна.

Сегодня День туризма и просто замечательный солнечный день, который грех не использовать. Тем более, вроде обещают, что погода будет портиться.…

• Независимая

Около замечательной реки Трубеж, что в Переславле, много всего интересного. Наше внимание привлекла вот эта овчарка. Сначала мы подумали, что она…