dracena_08 (dracena_08) wrote,
dracena_08

Мысли об Армении. Вдруг кому пригодится?

Надо как-то подвести итог нашей поездке в Армению, да всё недосуг. И всё же.
В прошлом году съездили спонтанно в Грузию, в этом уже осознанно - в Армению.
Конечно, многие спросят "И как?" В смысле похожи эти две страны? Не знаю, уместно ли сравнивать. Они разные и послевкусие разное. Но моё разумение ехать однозначно стоит и туда, и сюда.
Идея была за 17 дней, что подарили нам дети, мужественно приехавшие сидеть с нашим стадом и поливать мои бесконечные оранжереи, посмотреть ВСЁ. В принципе, это было бы возможно за 20 дней точно. Но мне нравится, когда остаётся некая недосказанность, как повод вернуться. Мы, например, не были в Талине и Карабахе, не увидели монастырь Хневанк, хотя находились совсем рядом, но не случилось.
Многие туристы остаются жить в Ереване, совершая однодневные вылазки по разным направлениям. Нам этот вариант не понравился сразу. Зачем тратить время на дорогу обратно в Ереван, когда можно насладиться тишиной от схлынувшей толпы туристов у достопримечательности, которая вечером принадлежит только тебе одной?

Что поразило в Армении так это доброта и простодушие людей. Нам все хотели помочь. Здесь надо оговориться, что мы в наших поездках постоянно теряемся и блудим, гугл карты не точны здесь совершенно, они показывают не то и не те расстояния. Поэтому нам много помогали совершенно бескорыстно местные простые люди. Даже пытались отдать последнее, как старенький пастух, с которым мы пересеклись в треккинге по нац.парку Дилижана. По-русски говорят все и очень охотно, кстати, в Грузии, нам часто приходилось переходить на английский в общении с молодежью.
Часто люди подсаживались просто поболтать, вспомнить старые времена, рассказать, как живут сейчас. Вот реально, я давно не чувствовала такой теплоты к нам, приезжим.

Очень понравились питьевые фонтанчики, которые стоят повсюду, и в деревнях и в городах. Вода в них постоянно холодная и очень вкусная. И они реально нужны.

Понравилось, что почти все достопримечательности бесплатны. А то, что платно, включая туалеты, стоят копейки.
Вообще цены понравились. Ну где ещё можно заказать огромного осетра, приготовленного на костре, больше кг, по цене где-то меньше 900 рублей? Мы вдвоём не смогли с ним справиться.

Транспорт тоже понравился. На самом деле, общественного транспорта в Армении нет. Маршрутки в городах переполнены и без кондеев, межгородских автобусов крайне мало. Выручает достаточно дешёвое такси. Конечно, можно взять машину в аренду, но это не наш случай. Я, например, за рулём не могу глазеть по сторонам, а муж не может за обедом обойтись без дегустации местной алкогольной продукции. Да и рельеф страны не располагает к самостоятельным покатушкам. Я даже не представляла себе, сидя в Москве, насколько Армения горная страна. Там просто ровных мест нет вообще. Горы и камни, камни и горы. Нет уж, увольте, ну их, эти серпантины. Горные дороги и состояние этих дорог были причиной неточного планирования маршрута. Я по карте вижу -100 км, закладываю 1,5 часа, а на самом деле получается 3 часа.

Кстати, об алкоголе. После Грузии я почему-то думала, что армянский не сильно хорош. Напрасно. Вся Араратская долина засажена виноградниками и, как говорят, совсем не плохими. У Армении очень и очень тесные связи с Францией, вот и наладили французы производство совсем неплохого вина. Мы особенно жаловали сухие вина Арени. Про противостояние двух коньячных заводов Арарат и Ной ничего не скажу, не сильна в этом деле. А вот фруктовые вина и водка очень даже хороши. Только послушайте как звучит: гранатовое вино, абрикосовая водка. Самый хит - кизиловая и тутовая водки. Говорят, лечат от всех болезней. Мне же еще очень по вкусу пришлись армянские лимонады, а мужу - минералка Джермук. Опять же аналогия с грузинскими Натахтари и Боржоми. Армянские ничуть не хуже.

Так, что мне еще понравилось. Природа. Горы. Ах, какие здесь горы, ущелья, пропасти, скалы, пики. Можно проехать 30 минут и за это время увидеть не менее 6 видов гор, по составу, внешнему виду и т.д., со снегом и без, красного, черного, серого и желтого цветов. И даже стеклянные горы (потом покажу).

Цветы, их здесь много. В горах мы застали поля маков, поразили размеры некоторых обычных растений. Такое, говорят, есть на Сахалине. Гигантский алиссум, например, мне по пояс. А тысячелистник исключительно желтый. Кстати, везде вся сувенирная продукция идет с изображением граната. Так вот, мы нигде ни разу не видели гранатовых деревьев, в отличие от Грузии, где они встречаются на каждом шагу. Армения - это абрикосовая страна по нашему разумению. Какие они здесь жёлтые, сладкие и вкусные. Армяне считают, свою страну прародиной этого растения и знаменитый грустный дудук из него делают, ну не знаю, но фрукты в Армении хороши. Мы объедались абрикосами, инжиром и шелковицей с черешней. В июле созрели также и армянские арбузы и ежевика, но они у нас как-то не пошли.

Живность. На улицах на удивление мало бездомных животных. Больше всего в Армении поражают ласточки. Они везде и их очень, очень, очень много. В Ереване, в сёлах, на дороге. В горах много лошадей, коров и осликов, которые гуляют сами по себе. Видели несколько раз змей, много ящериц, диких горных коз или оленей, лису и слышали ошеломительный крик шакала. В темноте, когда мы возвращались после очередных заблуждений по горам, он слышался особенно леденяще. Я, конечно, как всегда, зависала над насекомыми и пауками, еще орлы понравились. Местные во многих местах жаловались на большое количество медведей и волков. Но мы их, понятное дело, не видели.

Что еще понравилось? То, что были места, где мы гуляли одни. Да, есть топовые маст си. И то, там не такие уж толпы, хотя китайцы бродят. Но в целом, туристов не так уж много. Среди иностранцев, а их не меньше наших, много поляков и французов, китайцев не считаю.

Теперь об отелях. Они разные. Есть неплохие, но совсем экономные, есть реально фешенебельные. В Бюракане, например, всего один отель, но зато какой! Для нас главным в выборе отеля (все букала заранее) является наличие санитарной комнаты в номере. Ну не люблю я с полотенцем на волосах рассекать по отелю. Поэтому смотрите внимательно при бронировании, также как и в Грузии, много заманчивых предложений по очень выгодной цене, но с общим туалетом. Самый дорогой отель у нас стоил 5 тыс. Но что это был за отель! Потом покажу, просто сказка.

Теперь армянские минусы. Их немного. Интернет. Он в принципе есть везде, но таакой тормознутый, что, например, загрузить фоточки совсем нереально.

Дороги. Кроме федеральных трасс, дороги типа наших в Тверской области, например. Много грунтовок. Строительство идет, но это только усугубляет дорожную ситуацию. Как всегда, проблемы с навигацией. Карты бессовестно лгут, таксисты подчас не знают собственного города с туристической точки зрения.

Говорят, в Армении много разрухи. Не много. Но есть. И непонятно, то ли после землетрясения осталось, то ли руки не дошли. Строят много. А это всегда неудобство. Но после России в этом году (мне повезло, куда не приеду попадаю на ремонт дорог, домов, музеев, просто катастрофа какая-то) мне теперь всякая стройка фигнёй кажется.
Как ни странно, еда. Рыба - ишхан, форель, сиг, осетрина - на высоте. А вот мясо как-то не очень, часто пересушивают или подают очень жестким. Салаты обычные, десерты тоже не ахти. А первое вообще готовить не умеют. Хваленный хаш в Москве лучше сделают, харчо смешное, много крем-супов. А для меня это не суп, а так, баловство одно.

Ну и главное разочарование - бесподобный, богатейший, действительно шикарный исторический музей в Ереване. Это единственное русофобное место в стране. Потом расскажу почему.

Ну и напоследок, кому интересно, наш маршрут на эти 17 дней.
1-2 день - Ереван, музеи, бесподобное Хранилище древних рукописей, Каскад, поездка в Гарни, Гегард.
3 - выезд на север страны. По пути делаем остановку в Эчмиадзине, Звартноце, смотрим церкви Гаянэ и Рипсимэ. Проезжаем мимо Армавира и смотрим на АЭС. Ночуем в восхитительном Гюмри, в прошлом Ленинокане, еще ранее Александрополисе, городе, стёртом с лица земли землетрясением. Это очень хороший город, настоятельно рекомендую. (недалеко Турецкая граница)ю
4 - заканчиваем смотреть Гюмри ( ох, какой музей, какие храмы, какая Крепость!) и переезжаем по живописной пустынной дороге в Алаверди (рядом граница с Грузией). Это уже север север страны. По пути - туннели через горы, перевал Пушкина (здесь поэт повстречал повозку с телом Грибоедова). Город в глубоком каньоне, очень необычно, чтобы в него попасть, надо долго спускаться вниз по серпантину. Но перед этим успеваем заскочить в крепость Лори-Берд. Гуляем по Алаверди, смотрим на застывшую канатку, которая выходит как из преисподнии.
5 -вылазка в 3 очень важных и красивых места. Это селение Ахтала, чуть ли не самая северная точка страны, граница с Грузией совсем рядом. Монастыри Сисаин и Ахпат. Опять вылазим из ущелья, а потом снова в него спускаемся.
6 - По дороге из Алаверди успеваем заехать в старинное село Одзун, там 2 интересных монастыря, которые туристы почему-то не жалуют. Ночуем в Дилижане.
7-8 - Дилижан, какая музыка в этом слове! Горный курорт. Температура здесь ниже, вокруг горы, сосновые леса и национальный парк. Вот в нем-то мы хорошо поблудили на следующий день. Но пройденные 12 км были в кайф. Да и 2 монастыря были интересными.
9 - потрясающая дорога к Севану. На обочинах продают фрукты за копейки, ведь кругом сады.
Севан - гордость армян, горное озеро, вода прозрачная и холодная. Рыба есть. Но фишка - севанские раки. Люля из раков... Пробовали? Здесь был советский отель (о, ностальгия), дом отдыха советских писателей. Офигеть! Дальше дачи Президента Армении и Католикоса. Туда нельзя. Зато можно в Севанаванк, мы жили в 2 минутах от него, и в Норатус.

10-11 - с сожалением покидаем Севан. Опять интересная дорога. Видим разработки розового туфа и стеклянные горы, которые сверкают на солнце аж глаза слепит. Минуя Ереван, мы едем в центр Армении, к её сакральной снежной горе Арагац. Ближайшее место - маленький посёлочек Бюракан у подножия древнего вулкана с 4 вершинами. Мал да удал, как говорится. Кроме самой горы, а мы забрались до отметки 3100, крепости Амберд, старой обсерватории, где мы смотрели на Луну, Юпитер и Сатурн в большой телескоп, в окрестностях поселка много чего интересного. Так что сюда - минимум на 2 дня. К тому же единственный отель в округе очень комфортный, с двумя бассейнами, массажем и т.д. и т.п.
12 - после центра страны едем теперь на юг. Заскакиваем в самое близкое к Арарату место монастырь Хор Вирап, рядом река Аракс. Там уже другие горы. Первая остановка на ночлег- в красных скалах прямо в монастыре Нораванк, в паломнической гостинице. Здесь много диких животных и возможность вечером увидеть красивый закат в горах странного красного цвета.
13 - 14 - еще дальше на юг, рядом граница с Азербайджаном. Заезжаем в еще один город-курорт Джермук. Сказка. Обязательно надо. Желательно ночевать, но у нас не получилось, мы едем еще дальше в сказочный Горис. Из Гориса несколько вылазок, каждая потрясающая. Это и пещерный город Хнедозерск, и армянский стоунхендж - Караундж, и Сисиан, да и окрестности Гориса, напоминающие подчас Каппадокию, впечатляют.
15 - Алидзор, чтобы быть поближе к знаменитому Татеву. Здесь экоотель над пропастью, брошенные старые деревни и, конечно, знаменитая канатка "Крылья Татева", это обязательно надо видеть!
16-17 - 240 км до Еревана, дорога опять хороша. Досматриваем Ереван. И последняя точка - Ботанический сад. Всё. Покупаем детям шелковицу (мёд) и инжир и летим в Москву.
Tags: #armenia, #мыслиобармении, Армения, советы по Армении

• Эх, 2 черных коня...

Вот понравился мне этот памятник в Дмитрове. Очень. К тому же он необычный, таких больше нет. Знаете почему? А там два коня на одном постаменте.…

• Марочки. Опять.

Была на почте. Не часто туда захожу. А тут что-то понадобилось... ОМГ! Глаза разбегаются, столько всего! Не почта, а магазин сплошной. Игрушки,…

• Хатынь в Крыму

Я давно хотела здесь побывать, но всё никак не получалось. И вот всё сложилось. Заезжали мы из Бахчисарая. Вообще, за то время, что нас не было в…