
Растения вырываются наружу и что-нибудь завоёвывают.
На самом деле эти фотографии сделаны в Ереванском Ботаническом саду. У нас есть традиция в поездках - всегда ходить в местные ботанические сады или дендрарии, если они в этом городе есть. Зоопарки не жалуем.
Вот и нашу замечательную поездку по Армении мы решили закончить бот.садом.

Ботанический сад и ботанический институт располагаются на северной оконечности Еревана. Добираться лучше всего на такси. Вход - меньше 50 рублей.

Сразу за воротами - красивый зеленый с проблесками солнца туннель.

Игра солнца, теней, очень фотогеничное место. Девичий виноград, глициния.

Видим карту сада и информацию.

Сад заслуженный, старый. В советское время вёл большую научную работу.

Дорожки-аллеи разбегаются во все стороны. И медленно начинаешь понимать, что что-то не то.

Вот, например, розарий. Роз много, они разных сортов, 3 женщины в белых халатах занимаются прополкой. В июле? Мужчина поливает клумбу с гвоздиками. Но на всем следы какой-то неухоженности. Пропалывать надо было еще весной, а сейчас вон как сильно заросло.

А газоны? Их давно не косили. В Армении с её количеством змей косить надо обязательно. Идём дальше, читаем таблички. Флористический список приличный, но всё как-то не системно.
Здесь и самбак - жасмин с белыми цветами. И кофе, а также лимонные, апельсиновые и мандариновые деревья. Киви, папайя, мушмула, гуаява, розмарин, мирт, папоротники, толстянки, кактусы, кирказоны. Я так понимаю, принцип работы сада и его оранжерей - создание коллекций экзотических для Армении растений, представляющих научную и эстетическую ценность с точки зрения биологического разнообразия, а также демонстрация ее экскурсантам, зачастую не имеющим возможности увидеть все это непосредственно в природе. И, конечно, в саду представлены все районы Армении с характерной растительностью. Но всё это в довольно запущенном состоянии.

Некоторые постройки на территории, в которых располагается Институт вполне ничего. По-моему на их реставрацию дали деньги различные организации и даже одно посольство.

Эта оранжерея с тропической растительностью недавно ремонтировалась. Но она оказалась закрытой. Хотя через окно явно проглядывал олеандр, безнадёжно зараженный мучнистым червецом, пальмы.

Почти все постройки из знаменитого розового туфа различных оттенков.

Есть и такие здания

И, наконец, мы подходим к главному зданию ботанического сада - Климатрону. Это гигантская оранжерея очень интересной архитектуры - посередине застекленный (в прошлом) цилиндр, а вокруг 8 секторов пониже. Издали эта конструкция скорей всего напоминает гигантский распустившийся цветок.
Сейчас это всё в стадии разрушения, хотя и обитаемо зелеными существами. В оранжерее трудилась замечательная женщина Гаянэ, которая пустила нас внутрь, всё показала и рассказала.

Здесь когда-то были аквариумы с живностью, окаменелые деревья.

Здание просто фантастическое. Роскошное, если не его состояние. Респект архитектору.

Гаянэ рассказала, что до распада СССР здесь была представлена богатейшая на Кавказе коллекция тропических и субтропических растений. В 90-х почти все "население" Климатрона погибло. Теперь в восьми секторах его воплощены в миниатюре модели основных природных зон Армении. Фрагмент Араратской долины украшают помимо деревьев распластанные кусты можжевельника и так называемая кизиловая диагональ - декоративное растение с мелкими алыми плодами. Фрагмент песчаной полупустыни представлен джузгуном - очень интересным растением, ветки которого издали похожи на тонкую металлическую проволоку. Впечатление, будто сюда перенесли кусочек Каракумов.

Есть сектор, представляющий Севанский бассейн, и, конечно, местность озёр и болот, где обитают сотни видов птиц. Аир - водно-болотное растение этих мест, обладает болеутоляющим, противовоспалительным и другими лечебными свойствами. А еще аир окисляет, дезинфицирует воду, что и помогло историкам уточнить пути, по которым шли монгольские завоеватели, поившие своих коней в водоемах с аиром.

Центральная часть Климатрона - зона, где представлены смешанные виды растений. Рядом с вечно зеленым армянским плющом, самшитом собраны лианы, глицинии, текома американская, различные виды васильков и ромашек. Здесь растет моё любимое гингко (целых три)- священное японское дерево. Они уже такие большие, что упираются верхушкой в высокую стеклянную крышу Климатрона.

Гинкго - одно из самых древних растений на планете.

Это крыша Климатрона

Туда, на высоту, раньше вела винтовая лестница. Интересная задумка - сверху посмотреть на зелень. Но теперь опасно.
Есть не большой бассейн с нимфеями и карпами кои, коих сотрудники кормят на свои деньги.


Здесь царит полумрак, прохладней, чем на улице, хотя стёкла оранжереи выбиты во многих местах, и растения протягивают свои ветви на улицу как бы прося помочь их дому.


Оказывается, сад фактически не получает финансирование от государства. Сотрудников очень мало, они физически не могут уследить за территорией в 80 га, хотя они просто фанатично преданы своему делу и работают фактически за бесплатно. Их задача - хотя бы уберечь, что можно.

Кстати, сад не пустует. Туристов здесь немного, а вот местные заходят. Здесь разрешены пикники (без огня, конечно), много мамочек с детишками.
Здесь хорошо, спокойно, но немного грустно.
Очень хочется верить, что этот Ботанический сад ещё увидит лучшие времена. Дай бог.