dracena_08 (dracena_08) wrote,
dracena_08
dracena_08

Categories:

Новые комнаты Екатерининского Дворца

Если войти в Екатерининский дворец Царского села не с Парадной беломраморной лестницы, творения Монигетти, а с северного крыла, то вы попадёте в Церковный флигель.
Этот маршрут по дворцу менее известен и любим туристами. Как же - тут не показывают Большой зал и Новую Янтарную комнату. Здесь всё скромнее. Но мне эти комнаты очень понравились. Тем более, что оба маршрута по дворцу уже хожены-перехожены, а тут мы оказались впервые.

DSC07533

Парадная голубая гостиная, самая большая и красивая комната этой части Дворца (1779).
DSC07531

Не так уж давно Государственный музей-заповедник «Царское Село» открыл новый экскурсионный маршрут, который включает в себя посещение возрожденной церкви Воскресения Христова архитектора Растрелли (я уже о ней писала), а также личных апартаментов Павла I в Екатерининском дворце.

DSC07532

Комнаты великого князя Павла Петровича более скромные, чем у матушки, но они очень уютные и продуманные до мелочей. Это Предхорная, Китайская голубая гостиная, Парадная голубая гостиная, Скульптурный и Живописный кабинеты, Опочивальня Марии Федоровны, Камер-юнгферская и Малая проходная комната.

DSC07534

Кому же мы обязаны этим маленьким чудом? Шотландцу (по-моему, я за учениками больше следила и слушала вполуха) Ч.Камерону. Ко времени его приезда в Царское Село здесь велись большие работы: по проекту Ю. М. Фельтена архитектор И. В. Неелов начал строительство Нового флигеля (Зубовского), разработал проект второго флигеля - Церковного, вел перестройку и перепланировку бельэтажа.

DSC07536

Уже разобрали растреллиевскую парадную лестницу, четвертую и пятую Антикамеры в южной части дворца и Висячий сад (он давал слишком много сырости) в северной, а на его месте строили новые покои для наследника престола и его жены. При Камероне во дворце появились резные, со скульптурами, камины из белого мрамора. Каминные приборы, не повторяющиеся по рисунку резные золоченые рамы, люстры-фонарики, вся фурнитура исполнялись по его рисункам. Для мебели он исполнял не только рисунки, но и шаблоны в натуральную величину.
DSC07541

Все интерьеры, созданные Камероном в северной части здания для сына Екатерины - великого князя Павла Петровича и его супруги - Марии Федоровны, демонстрировали его умение достаточно «скромными» средствами добиться необыкновенного художественного эффекта.
DSC07539
Опочивальня Екатерины Алексеевны. Оформленная в начале 1770-х годов архитектором В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней Елизавете Алексеевне, затем - великой княгине Наталье Алексеевне. Позднее ее перестроили для второй супруги Павла Петровича - Марии Фёдоровны. Это самая просторная из личных жилых комнат наследника и его супруги, идущих параллельно парадным помещениям.
В стенах спальни появился на свет последний внук, восприемницей которого была Екатерина II, будущий император Николай I. Два окна комнаты, до пола, выходят в парк. Из окон комнат этой половины видны зеленые аллеи и газоны; летом, когда открывали большие окна, особенно ощущалась связь дворцовых помещений с пейзажами парка.

Следуя сложившейся в России традиции, Камерон выполнил рисунки для всех предметов внутреннего убранства: каминных принадлежностей и предкаминных решеток, экранов, комплектов мебели и светильников.

DSC07537

В каждом интерьере ему удавалось создать ансамбль, звенья которого - будь то элементы архитектурной отделки или обстановки, существовали в органическом единстве. В рациональный вариант английского классицизма Камерон внес изысканную роскошь, без которой русский двор не соответствовал бы великолепию Екатерининского века.

DSC07530
Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками. В ней обычно принимали узкий круг доверенных лиц — друзей и придворных.

DSC07529
Интерьер гостиной был создан в 1783 году Ч. Камероном, в основном сохранившим ее первоначальное решение, принадлежащее В. И. Неелову. В Китайской Голубой гостиной Камерон применяет иное, чем в Парадной голубой гостиной, художественное решение, используя в убранстве интерьера китайский шелк и коллекцию фарфора. В конце XVIII века ее называли «Парадный кабинет», «Голубой китайский кабинет»; здесь наследник престола принимал своих приближенных.
DSC07526
Геометрический орнамент был применен Камероном в паркете гостиной. Центральным композиционным мотивом здесь являлась восьмилучевая звезда из перемежающихся пород клена, черного и красного дерева; центральная розетка звезды была набрана из розового дерева и ореха. Яркая по своему колориту звезда покоилась на палисандре. Гофрированный круг состоял из белой березы, а фриз, образованный пересекающимися кругами, — из светлого дуба и красного дерева.
DSC07525
Во время Великой Отечественной войны гостиная подверглась разрушениям: китайский шелк был снят и вывезен, стенное зеркало, мраморный камин, живописный плафон и медальоны погибли.
Проект этого кабинета не сохранился. Лишь из архивных документов мы узнаем, что стены зала украсили китайским светло-голубым шелком, расписанным, в традиционной китайской манере цветной тушью.Для гостиной дипломница училища им. Мухиной Р.Д. Слепушкина по черно-белым довоенным фотография и фрагменту шелка величиной с ладонь воссоздала всю многофигурную композицию расписной обивки стен. Основой для его воссоздания послужил фрагмент подлинного шелка, найденный за рамой каминного зеркала, а также довоенные фотографии, сохранившиеся в музейном архиве. Художница возродила особый мир восточной сказки: тут и стремительно мчащиеся охотники, и причудливые мостики, легкие и нарядные джонки, фантастический горный пейзаж, пагоды и ирамы, рыбаки с уловом, яркие бабочки и цветы — розы и пионы — розовые, белые и светло-лиловые. Цветы — традиционные китайские символы, пожелания счастья и радости, многих лег жизни. Голубой фон шелка воспринимался как символ священного голубого неба. Едва заметна затянутая шелком дверь, ведущая в Опочивальню.

DSC07524
В этой комнате очень красивый плафон на потолке. Его композиционное построение перекликается с рисунком паркета. Центральная часть плафона обрамляет круг, точно такой же — на паркете, характерные мотивы для плафонов Камерона — большие и малые круглые живописные медальоны, обрамления из гирлянд и новый мотив — шестигранники, напоминающие кессоны в конструкции свода. При реставрации Китайской голубой гостиной по чертежу Камерона был воссоздан плафон, погибший еще при пожаре 1820 года. Чертеж этот хранится в Эрмитаже среди неосуществленных проектов Камерона. Он был атрибутирован профессором Г. Г. Гриммом, как и проект плафона Парадной гостиной.


Предхорная - комната получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви. Но у неё было много названий - Павлинья, Куропаточная.
DSC07523
Художественный облик Предхорной определяет красота шелковой обивки, колористическое решение которой поражает тонкостью исполнения и сочностью красок. С 1894 года стены Предхорной были затянуты золотистым шелком с тканым узором, построенном на чередовании двух мотивов, заключенных в цветочные композиции, — фазан и лебедь, павлин и две утки. Последний и дал второе название интерьеру — Павлинная. Эта ткань, утраченная в годы Великой
Отечественной войны, была выткана на фабрике братьев Сапожниковых по образцу уникального французского шелка ручной работы, изготовленного на лионской мануфактуре Ф. де Лассаля (1720 — 1808) в последней трети XVIII века.
DSC07522
Но это был не первый шелк комнаты. В первом варианте по небесно-голубому фону были разбросаны сочные, многокрасочные венки крупных цветов и золотых колосьев пшеницы. В них заключены удивительные по живости композиции: три куропатки, прогуливающиеся среди пышной травы и цветов. Птицы и растения переданы почти с натуралистической точностью.Цветовая палитра, насчитывающая 32 оттенка, позволила мастерам создать праздничный, гармонический ансамбль. При этом, несмотря на пластическую лепку фигур куропаток, плоскости стен комнаты не разрушаются, а отсутствие черного цвета даже в тенях способствует мажорному настроению. Содержание рисунка обивки стен дало одно из названий комнаты —Куропаточная гостиная.
DSC07521
Но ткани недолговечны. И уже в 1818 году здесь появился новый шелк, повторивший старый образец, а в 1897 году прославленные русские ткачи фабрики братьев Сапожниковых в Москве изготовили взамен обветшавшего новый шелк, вполне соответствовавший старой материи по качеству, цвету и рисунку. Ткань изготовили с небольшим запасом, и это обстоятельство помогло при восстановлении погибшего в войну интерьера.
После войны убранство Предхорной было воссоздано по чертежам XIX века. Лепной фриз, потолок и наборный паркет реставрировали.

В Предхорной стены затянуты шелком ручной работы XVIII века, который так же был сохранен в эвакуации. На каждом куске этой ткани, вытканной в XVIII веке по французским рисункам крепостными мастерами фабрики статского советника И. Лазарева в подмосковном селе Фряново, ставилась фамилия мастера. До нас дошли имена С. и Н. Стрельниковых, Н. Дьячкова, И. Белого, а также Василия Паука. Возможно, подобное прозвище было высшей похвалой искусству ткача.

Шелк братьев Сапожниковых был использован для обивки уникальных канапе и кресел, созданных в 1750-х годах по рисункам Растрелли. Образцы русского мебельного искусства, спроектированные при дворным архитектором специально для залов Большого Царскосельского дворца, в первые дни войны были эвакуированы и благодаря этому сохранились.Советские мастера А. Аксакова и Т. Евграфова по технологии XVIII века на ручных станках полностью воссоздали декоративные особенности, многоцветие и изысканность старого шелка. В Предхорной старый шелк установлен на западной стене. Из него же выполнены драпировки на окнах и в нише. Остальные стены, а также стулья второй половины XVIII столетия обиты новым шелком.

Вот такие комнаты. Изумительные, хотя и не раз переделанные, ведь эта часть дворца сильно пострадала много раз - и пожар, и две войны сделали своё дело. Остаётся только снять шляпу перед трудом зодчих и реставраторов.
Низкий поклон.
Tags: #архитектураповторникам, #птицыпочетвергам, #цветыпопонедельникам, комнаты наследника Павла в Царском селе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Белая ива, которая не совсем белая

    Всё таки вовремя мы съездили в Переславль. Погода начала портиться. Я обещала вам показать город и окрестности с немного неизвестной стороны.…

  • Ещё одна усадьба, которая никому не нужна.

    Сегодня День туризма и просто замечательный солнечный день, который грех не использовать. Тем более, вроде обещают, что погода будет портиться.…

  • Независимая

    Около замечательной реки Трубеж, что в Переславле, много всего интересного. Наше внимание привлекла вот эта овчарка. Сначала мы подумали, что она…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments