dracena_08 (dracena_08) wrote,
dracena_08
dracena_08

Categories:

Вокзал как чудо.

Вот не часто такое бывает. Но тут позавидовала я петербуржцам из-за их вокзалов. Красивые есть - просто жуть. А самое главное, они ПУСТЫЕ. С точки зрения москвички, они абсолютно пустые всегда, в любое время года, суток. Куда только и с каких мы не ездили - с Москвой не сравнить. Ну и, конечно, архитектура на уровне. Вот в июне ездили в Царское, как я уже писала, своим пёхом. С Витебского. Дети мои про другое думали, рациональные, как бы им билетик школьный подешевле купить. Ну я им мозги-то вправила, глаза открыла. Потом еле от фотосессий в интерьере оторвала, а то б на электричку опоздали бы. Кстати, электричка тоже была ничего - мягкая, как у нас Рексы, но только уж очень измазюканная граффити, прям окна все замазаны, еле нашли вагон с чистыми окнами. Мы ж туристы, нам в окошко надо глядеть.
Так вот, Витебский вокзал. Смотрите.

DSC07635
Кстати, он мне чем-то английские вокзалы напомнил.
Витебский — самый первый вокзал в России (хотя конкретно этот - третий по счёту на этом месте). Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село.. Первым, отправившимся со станции поездом, стал паровоз «Проворный» с руководителем строительства железной дороги и инженером Францом Герстнером в качестве машиниста, а также с другими почётными пассажирами, среди которых был император Николай I.
DSC07640
В 1849—1852 годах на этом месте было построено каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона, просуществовавшее до начала XX века.
DSC07639
Третья и нынешняя редакция вокзала была построена в 1904 году в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш. В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла. Это здание — одна из первых общественных построек в стиле модерн. А модерн, вы знаете, он великолепен!
DSC07651
При открытии вокзал получил восторженную оценку современников. Здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие (автор — инженер В. С. Персон).
DSC07644
Основное помещение вокзала  — это гигантский вестибюль с парадной лестницей. Высота зала составляет более двадцати метров, зал венчает металлический купол. Парадная лестница зала является доминантой помещения, она украшена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. Освещение зала выполнено с использованием естественного освещения — дневной свет проходит в зал через расположенные по всем стенам витражные окна. Искусственный свет создаётся с помощью электрических светильников, расположенных по периметру зала. Они выполнены из железа и окрашены в чёрный цвет.
DSC07650
В центре зала на лестнице установлен бюст императору Николаю I, при нём началась российская железнодорожная история.
DSC07648
Обратите внимание, на одном из двух панно в этом зале изображен порт Одессы. Дело в том, что первая в России Царскосельская линия с 1899-го года принадлежала Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, которое построило линию из Петербурга в Витебск. В конце 1903-го года, было открыто сообщение Витебск - Царское село. А уже в апреле 1904-го года начали ходит регулярные поезда Санкт-Петербург - Витебск. Собственно, поэтому, и вокзал впоследствии стал называться Витебским. В дальнейшем, предполагалось довести эту дорогу до Одессы. Именно поэтому, порт Одессы и изображен на панно (выполненное в том же 1904-ом году), хотя на тот момент существовала лишь прямая линия Санкт-Петербург - Витебск - Жлобин. Уже в 1916-ом году была открыта линия Жлобин - Калинковичи - Овруч, которая обеспечила прямое сообщение Санкт-Петербурга с Одессой.
DSC07646
В то время в вокзале использовались всякие новшества и диковинки: лифты для багажа и пассажиров (сейчас они не работают, тащить наверх чемоданы, не очень приятно); транспортёры; рельсовое полотно, расположенное на втором этаже, т.е. к поездам надо подниматься на второй этаж; широко использовалось электричество. Вокзал изначально был богато художественно украшен: практически все части вокзала (балконы, лестничные спуски и пролёты, витражи, фонари) украшены художественной ковкой.
На башне с часами изображены рельефы сов;

Один из залов украшен картинами, посвящёнными истории Царскосельской железной дороги. Туда мы не зашли почему-то.

DSC07649
30 октября 2007 года в честь 170-летия российских железных дорог в Световом зале вокзала открыт памятник Ф. А. Герстнеру — австрийскому инженеру, строителю первой железной дороги в России.
DSC07645
Дебаркадер великолепен!
DSC07642
DSC07637
Зал ожидания на первом этаже. Изначально здесь было багажное отделение, ведь багаж на вокзале принимали как сейчас в аэропортах. Пассажир сдавал его и дальше шёл или в ресторан покушать или сразу на посадку. А багаж в поезд доставлялся отдельно (О МГ!)
DSC07652 Лавки деревянные, широченные. Красота.
Зал ожидания на втором этаже.
DSC07647
Ну а на вокзале Детского села нас встречал Пушкин. И опять - вокзал пустой и красивый. Ей богу.
DSC07634
Tags: #архитектураповторникам, #вокзалымира, #питер, Витебский вокзал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Растения в квартирах -1 Эдинбурга

    Вы, наверное, уже догадались, что я открыла папочку с Шотландией - поэтому ближайшие записи оттуда. Что поразило в Эдинбурге? То, как очень старые…

  • Странный памятник

    На площади Picardy Place напротив собора St. Mary’s Cathedral в Эдинбурге 6 сентября 1991 года был установлен необычный памятник "Ступня и ладонь".…

  • Хайленд. Животное такое.

    My heart’s in the Highlands, my heart is not here; My heart’s in the My heart’s in the Highlands, my heart is not here; My heart’s in the Highlands,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments