dracena_08 (dracena_08) wrote,
dracena_08
dracena_08

Category:

Маяки мира. Кронштадт. Ч.3.

Нет, пожалуй, таких сооружений, созданных человеком, как маяки, которые имеют столько легенд и славных историй. Иногда легенды преобладают над историческими фактами, но, это не мешает морякам уважать маяки — эти путеводные звезды, предостерегающие от опасностей.

DSC01129

Верхний и нижний Николаевские маяки... Пожалуй, это самые запоминающиеся маяки острова. Они красные, они необычные, они легендарные.

DSC01143

В Крымскую войну 1853 — 1856 гг. в качестве оборонительной меры против кораблей английского флота, которые находились в Балтийском море, на Большом Кронштадтским рейде были забиты сваи. После войны эти сваи оставались под водой и представляли навигационную опасность для кораблей идущих на Большой рейд.

DSC01145

Для того, чтобы обезопасить вход кораблей на рейд, капитан корпуса флотских штурманов Рычков в 1856 году предложил установить створ маяков, которые должны были указывать судоходный фарватер. Задний маяк створа предлагалось построить на северо-восточном углу гавани, а передний — на юго-западном углу Кроншлота. Это предложение одобрило общее собрание штурманов Кронштадта. Но когда началось проектирование, Гидрографический департамент изменил места маяков. Оба маяка были построены на Кроншлоте. Задний маяк — на южной оконечности острова, а передний в 183 метрах от заднего, на каменистой отмели западного бастиона. Маяки были деревянные. На заднем в фонарном сооружении установили оптический аппарат, на переднем — отражатель с масляной лампой.
22 октября 1857 года, ровно 125 лет назад, маяки начали нести свою службу, обеспечивая проход кораблям на Большой Кронштадтский рейд.

DSC01155

Однако скоро выяснилось, что створ имеет недостатки, передний маяк был очень низким и ближайшие к нему суда, стоявшие на якоре, заслоняли его.

В 1862 году передний маяк разобрали, а его красный огонь перенесли на задний маяк и разместили ниже белого огня, расположенного на этом маяке. Но эта мера не улучшила, а наоборот ухудшила обеспечение входа на Большой рейд. Мореплаватели настаивали на восстановлении прежнего створа. Учитывая эти пожелания, Гидрографический департамент заказал в Париже чугунную башню с фонарным сооружением и оптическим аппаратом. Новая башня была установлена на месте упраздненного переднего маяка, и 12 мая 1865 года створ маяков опять начал действовать.

DSC01210

Назвали маяк по месту расположения — Николаевский.

А спустя несколько лет, официальным указом императора Александра II от 13 июня 1864 года, створные маяки были переименованы в Кронштадтские, хотя их до конца XIX века продолжали по старой памяти именовать Николаевскими.
DSC01220
В 1891 году деревянная башня заднего маяка была заменена на круглую, железную, изготовленную на заводе Сан-Гали в Петербурге. На маяке горели красный и белый постоянные огни. На переднем маяке установили первоклассный оптический аппарат, который действовал постоянным красным огнем.

DSC01222

Несмотря на капитальное переоборудование маяков, створ их все же не удовлетворял требованиям безопасности мореплавания. Расстояние между маяками было небольшое, поэтому, так называемая, «чувствительность» створа была плохой. Для увеличения «чувствительности» створа нужно было задний маяк строить на новом месте.

В 1913 году для него выбрали место на мелкой акватории у восточного угла Военной гавани в Кронштадте. Подряд на строительство маяка был отдан датской фирме «Товарищество Христиани и Нельсон». 19 июня 1915 года на совещании при управлении Морской строительной части с участием представителя Главного Гидрографического управления был утвержден проект маяка. После этого фирма приступила к строительству фундамента, под который было забито 114 деревянных свай.
DSC01209
В октябре 1915 года восьмигранная железобетонная башня высотой 53,8 м была построена, и на маяке зажегся огонь. Он начал действовать как задний Кронштадтский маяк. Функции переднего перешли к бывшему заднему маяку, установленному на южной оконечности острова Кроншлот. В таком виде створ маяков дошел до наших дней.

DSC01218

16 июня 1942 года во время отражения налета фашистских самолетов с зенитной батареи, расположенной вблизи заднего маяка, в фонарное сооружение попал снаряд, повредивший светооптической аппарат. После войны маяки были отремонтированы, и сейчас створ Кронштадтских маяков продолжает свою вахту.
(с)
Tags: #маяки, #маякикронштадта, #маякимира
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Белая ива, которая не совсем белая

    Всё таки вовремя мы съездили в Переславль. Погода начала портиться. Я обещала вам показать город и окрестности с немного неизвестной стороны.…

  • Ещё одна усадьба, которая никому не нужна.

    Сегодня День туризма и просто замечательный солнечный день, который грех не использовать. Тем более, вроде обещают, что погода будет портиться.…

  • Независимая

    Около замечательной реки Трубеж, что в Переславле, много всего интересного. Наше внимание привлекла вот эта овчарка. Сначала мы подумали, что она…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments