Конечно, всегда есть возможность вернуться в места, которые поразили, понравились, запомнились и т.д. Но на деле этого обычно не случается.
Всё же Шпаликов был, наверное, прав:
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Поэтому, если судьба забрасывает нас в интересное место, мы отрываемся там по полной, стараясь облазить все окрестности. Так было и на самом юге Армении, где надо было успеть многое, причем желательно сильно не спешить. Поскольку места там фантастические и надо насладиться.
Итак, во второй половине дня высвободили время на просто погулять. Просто погулять обернулось желанием посмотреть некую деревушку, о которой узнали случайно.

Короче так: горы, горы, ущелье, внизу - река - около реки, т.е. на дне ущелья, испокон веков селились люди. Для связи с миром приходилось подниматься наверх по круче и долго. Но человек - муравьишка тот ещё. Так и жили. Долго жили. Но потом, в 20 веке с приходом воды в дома, отпала необходимость селиться непосредственно около реки, поэтому люди перебрались наверх. А селение в ущелье постепенно зарастало и разрушалось.

Нам очень хотелось посмотреть на Старый Алидзор. Теоретически мы знали, что он внизу, в ущелье под Новым Алидзором. И вот мы ходим по Новому Алидзору и расспрашиваем, как попасть вниз, поскольку это не просто, везде обрывы.

Гулять по армянскому селу нам, городским жителям, интересно, но найти дорогу мы не можем.

Кругом просто сельская идиллия. Сплошная пастораль.

Многие животные бродят сами по себе.

Все, и в первую очередь животные, с интересом смотрят на нас.

Наверху проносятся кабинки канатки, здесь же кипит своя повседневная жизнь


Наконец, находится милая женщина, которая не просто нам объясняет, но и провожает нас до неприметной тропинки, ведущей по серпантину вниз. Ура!

Правда смотрит на нас с сомнением. Время - сильно после обеда. Вниз, там, а потом наверх - несколько километров, фонарей нет, дорога местами ах. Очевидно мы выглядели неубедительно. Но мы заверили добрую женщину, что мы еще "те перцы" и бодро поскакали вниз.

А далеко внизу верхами спускался всадник. "Зачем?" подумали мы.

Оказалось, он собирал там хворост!

Считается, жители этого, как и многих других сел в ущелье реки Воротан, перебрались наверх после землетрясения начала XX века. А Старый Алидзор остался внизу, с его домами, выстроенными на склоне горы типичной армянской лестничной кладкой каскадом – крыша одного служит полом другого.

В свое время это было большое село, и домов здесь сохранилось удивительно много. Стены их выложены традиционной для этих мест кладкой из речного камня, а внутри сохранились ниши для посуды и даже ее глиняные осколки.

Центр села - старая каменная церковь, 1611г постройки. Сейчас она расчищена, рядом с ней бассейн с водой, который по преданию построил бездетный человек, чтобы оставить о себе память у односельчан.

Местные именуют церковь просто «алидзорская церковь». Во дворе церкви лежит огромный каменный жернов мельницы, у которого сегодня алидзорцы любят перекусить.

Церковь видна сверху хорошо, но идти до нее пришлось довольно долго. Во-первых, я всё время отвлекалась на жучков-паучков, во-вторых, дорога местами была размыта дождевыми потоками.


Дверь закрыта на веревочку. Заходить мы не стали.

Местные жители рассказывали нам, что эти покинутые сейчас деревни, а их здесь несколько, в прошлом играли большую роль. Когда приближались враги, люди тут же начинали бить в церковный колокол, звон разносился по всей округе, что служило сигналом для Татевского монастыря и других деревень об опасности.

Начинает темнеть. А мы всё ходим и очень не хотим уходить. И хотя почти все дома разрушены, некоторые участки выглядят обработанными. Очевидно, местные жители используют их для своих целей. Например, виноград здесь замечательно растёт.
Как и многое другое.

Это место заставляет задуматься.

Здесь в воздухе застыло время, зацепившись за старые горы, а под ногами валяются ржавые осколки чужих судеб.
Здесь камни молчат и говорят одновременно.

Однако, быстро темнеет. А нам ещё идти и идти.

Деревни-призраки. Их много и в Армении, и в России, да и в других странах.
Нужны ли они? Может, как в Чувашии делать. Если в деревнях там не остается ни одного жителя, приезжает техника и сравнивает все с землёй, увозя весь мусор с собой.
По мне - пусть будут. Здесь не хочется торопиться. Здесь хочется думать. Разве это плохо?