dracena_08 (dracena_08) wrote,
dracena_08
dracena_08

Categories:

И так бывает. Жаль, что мало.

DSC00732
Вот что это? Да вы, наверное, сразу отгадаете. А я бы не отгадала. И сейчас дивлюсь, что такое сделали. Прикольная задумка.

В 19 веке асфальта не было. Но дороги были и ездили по ним много. Отчего они приходили в большую негодность.
Сейчас придумали асфальт, но дороги по-прежнему не хороши, даже в столице. Ой, отвлеклась.
Так вот, разные светлые умы периодически придумывали всякие хитроумные способы покрытий. Так, например, раньше очень жаловали брусчатку и булыжники, особенно, где в изобилии водился подходящий для этого камень. Например, Санкт-Петербург и его окрестности. Но город, как известно, стоит в болотистой местности. И эти булыжники довольно быстро уходили вниз, в землю.

В одну из поездок в Америку управляющий Кронштадтским Пароходным заводом обратил внимание на мостовые, устроенные в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне по идее инженера Кнаппа (потом они появились еще в Варшаве и Лондоне). Эти мостовые имели оригинальное покрытие из чугунных деталей, в виде шашек. Эта идея заинтересовала управляющего, он прихватил с собой несколько образцов и, вернувшись на родину, приказал отлить на Пароходном заводе такие же. Этими шашками в виде эксперимента вымостили двор завода. Опыт имел успех.
Оказалось, что по своим качествам такая мостовая превосходит все известные мостовые России и Европы и что, несмотря на кажущуюся дороговизну ее устройства (а каждая квадратная сажень тогда обошлась в 40 тысяч рублей серебром.), она благодаря своей прочности, едва ли не самая экономически выгодная.
В 1862 году чугунная мостовая была устроена под Петербургскими воротами и вдоль Петровской улицы, в 1863 году - вдоль Большой Екатерининской улицы, в 1864 году - от Пароходного завода до вала и вдоль вновь проложенной дороги при Доковом Адмиралтействе (более 150 м). Спустя 20 лет, в 1884 году, когда возникла мысль об устройстве чугунной мостовой в петербургском Арсенале, был послан запрос в Кронштадт о состоянии тамошних металлических мостовых. В ответ было сообщено, что они "со дня положения их на место никогда не ремонтировались и находятся в хорошем состоянии". И служила эта дорога без всякого ремонта целых 80 лет.
DSC00738

Во время ВОВ из Москвы пришел приказ Ленинграду: отлить один миллион корпусов мин. Из них, по разнарядке, Кронштадскому Морскому заводу надо было изготовить 70 тысяч. Стали искать сырье. И оказалось, что старые чугунные шашки состоят из крупнозернистого чугуна. При испытании на полигоне корпуса мин, изготовленных из этих шашек, дали наибольшее количество осколков. Приказ был выполнен. Корпуса мин отправили в Ленинград, там их начинили взрывчатыми веществами и отправили по назначению. Таким образом до наших дней дошли только два небольших кусочка этой мостовой на Пеньковом мосту(подлинные шашки), да вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади (новодел). В Америке чугунная мостовая была разобрана во Вторую мировую войну.
DSC00733

Таким образом, Кронштадская чугунная мостовая представляет собою уникальный образец дорожного строительства ХIХ века. Это едва ли не единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней. В музее истории Кронштадта можно увидеть примеры шашек, которые передали в дар при реставрации Якорной площади.
DSC00731
Tags: #архитектура, #кронштадт, #путешествуйпороссии, #чугуннаямостовая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments