
Мысово - одна из усадеб, куда недолго добираться, если живёшь в Москве. Но и тут всё плохо. Казалось бы - сколько этих исторических усадеб в черте нашего города? Тысячи? Сотни? Единицы. И такая незавидная судьба. Повезло лишь некоторым.

Мысово – исторический район Долгопрудного, упоминаемый в документах начиная с середины XVII века, как владения княгини Черкасской.

В XIX веке Мысово - небольшое хозяйственное имение, в котором не было ни церкви, ни крестьянских дворов. Вокруг парк, река, а дальше лес.

После отмены крепостного права в 1861 году Мысово приобрел богатый предприниматель-промышленник Николай Павлович Малютин. Он стал облагораживать это место, даже построил замечательную школу для детишек, но в 1880-х годах проиграл в карты свою усадьбу купцу-чаеторговцу Кузнецову, который превратил его в свою подмосковную дачу, благоустроив парк и Круглую рощу. За ними установили хороший уход, крестьян туда не пускали вовсе, поскольку под тенью старых деревьев очень любили отдыхать новые владельцы.

Именно Кузнецовы построили здесь главный дом с каменным первым этажом и вторым деревянным, украшенный угловой граненой башней и балконами на чугунных стойках, а также шесть деревянных домиков «в русском стиле», которые сдавались под дачи. Говорят, что эти дома построены без единого гвоздя, а один из них в 1911 году даже «ездил» на выставку в Париж.


А ещё миллионеры Кузнецовы обустроили твёрдое покрытие на грязной, непролазной дороге от своего имения до станции Химки, а в Лихачево установили шлагбаум, на котором взималась плата за проезд с проезжающих по мощенной дороге подвод с грузом. Дорога получилась красивой, ведь еще ранее по ее обочинам были посажены ряды деревьев, которые предавали ей вид аллеи.


У Кузнецовых имелась своя большая конюшня с сорока лошадьми, для содержания которых существовали и пашни.
Эту конюшню я покажу чуть позже.

После событий 1917 года в Мысово была организована коммуна из служащих Кузнецовой, являвшейся в это время после смерти мужа, владелицей имения. Эта коммуна поддерживалась и самой Кузнецовой, в надежде сохранить ее до скорого возвращения прежнего строя в России. До 1921 года она, вплоть до своего отъезда в Париж, исправно выплачивала жалованье всем служащим.

Мысовская коммуна просуществовала до 1929 года. Когда стала проходить коллективизация в районе, коммунары не захотели переходить на устав коллектива, и коммуна распалась. Вместо нее организовался колхоз, а затем «Дом агронома», который служил школой переквалификации сельскохозяйственных работников. Мысовская земская школа была преобразована в огородно-садоводческую. С 1931 года известна Мысовская гидроэлектростанция «Коммунист» кооперативного товарищества по электрификации сельского хозяйства.

Долгое время Мысовский парк и рощи служили прекрасным местом для отдыха трудящихся. В первом десятилетии советской власти сюда в выходные и праздничные дни приезжали люди даже и из Москвы.

Но строительство канала Москва-Волга, начатое в этих местах в 1934 году, отрицательно сказалось на парке и роще, раскинувшихся на берегу Клязьмы. Круглая роща была вырублена, деревья пошли на постройку бараков для строителей канала, которые сооружали здесь же, по соседству.

Мысово постепенно все больше сливалось с деревянными и каменными постройками возникшего при строительстве канала поселка Гранитный, став впоследствии с ним одним целым.

В настоящее время на территории усадьбы в Мысово хорошо сохранились два здания, построенных Кузнецовыми – каменный «Белый дом» (его первоначально всегда красили белой краской) с угловой башенкой и деревянный двухэтажный, в стиле «а ля рюс», «Дом агронома».

Последнее время в Белом доме располагался профилакторий завода МКК (Московский камнеобрабатывающий завод), поэтому здание очень прилично сохранилось. Сейчас оно пустует, по слухам в скором времени в нём должен разместиться Долгопрудненский музей. Здание закрыто, но явно разрушается. Вокруг него не осталось ограды, хотя на многих советских снимках она видна.

Сохранились ещё и два деревянных дома, но к сожалению, они находятся теперь за высоким забором. После ликвидации учебного хозяйства, которое существовало на территории усадьбы в советское время, эти здания были преданы государственным силовым структурам. И теперь тут забор с колючей проволокой. Говорят, школа разведчиков...

И ещё есть развалины некоторых строений, самое большое из которых, это бывшая помещичья конюшня - двухэтажное здание, на первом этаже которого располагалась собственно конюшня, а на втором были жилые помещение для прислуги.


Вот всё, что от этого строения осталось.


Печальное зрелище.



Усадьбу еще можно спасти. Почему бы, раз она находится в зоне отдыха, не сделать здесь шахматный клуб, кафе-кондитерскую, хотя бы что-нибудь, чтобы дом жил, отапливался зимой, ведь у него такая славная история.

И доколе здания , имеющие историческую ценность будут закрыты для посещения, поскольку отданы спец. и не очень службам?