
Ах, какое солнце сегодня в Москве, даже не верится, что снова снег пойдет, как обещают. Почки распускаются, скворцы прилетели. Весна, короче, берет свое. Вот так, несмотря ни на что, всё идет своим чередом - зима, весна, лето, осень. Но так ведь не везде. В тропиках в основном 2 сезона - жарко и сухо и жарко и мокро. Помню, наш гид, пожилой вьетнамец, ветеран вьетнамской войны, который учился в советском ВУЗе, жаловался -как мне вашей золотой осени не хватает, а хруст снега зимой иногда снится, хотя к зиме привыкал долго.
Нам же, россиянам, буйство зелени круглый год заманчиво и желаемо. Вот и мы подсели на тропическую Азию основательно. Но здесь надо не только на красоты любоваться, но и держать ухо востро. Можно не заметить вполне реальную угрозу. Хотя, если вести себя правильно, всё будет хорошо. Вот простые советы, которым нетрудно следовать.
1. Смотри в оба.

Даже такую немалую паутину можно не заметить, если ходишь по архитектурным красотам. Я реально влетала несколько раз, потом очиститься довольно проблемно. Несмотря на устрашающий вид паучихи на заглавном фото, эта нефила не сильно опасна, кусается не смертельно. А вот в Камбодже среди листвы деревьев прячутся невзрачные паучки, которые плюются ядом на большое расстояние. Попадет в глаза - ослепнешь сразу.

Не только в природе, но и в помещениях, особенно таких старых, как этот деревянный храм, могут быть сороконожки, пауки. Они, конечно, ненавидят туристов и стараются не попадаться им на глаза. Но всё возможно.

2. Если решаешь, что непременно надо сунуться в джунгли, сойдя с проторенной тропы, оденься. В прямом смысле. Обычно в тропиках все норовят раздеться - топы, шорты, шлёпки. А в азиатском лесу надо одеться получше. Брюки, рубашка с длинным рукавом, кроссовки, бейсболка. И ходить там надо медленно и шумно, чтобы всякая опасная фауна успела спрятаться от вас. А то мы так несколько раз со змеями нос к носу сталкивались, слишком тихо передвигались - думали так надо.

3. Ну и последнее правило - заранее почитать о всех опасностях, которые могут встретиться в регионе вашей поездки. Самое страшное, что я встречала за время путешествий по Азии - это ожоги от щупалец маленькой фиолетовой медузки из Тайланда на ногах нашей соотечественницы. К сожалению, красные ожоги в виде полос останутся на всю жизнь.
Ну хватит страшностей, давайте посмотрим на красивости. Опять гробницы вьетнамских императоров. Помните, я рассказывала об одной? Там, в окрестностях Хюэ еще несколько осталось на берегах Ароматной реки. Сегодня посмотрим на две ещё. Кстати, в парке одной из них я и столкнулась с паучком нефилой.

Императоры династии Нгуен при жизни обитали в Запретном городе в Хюэ, потом как-нибудь покажу. Они заблаговременно заботились о своём месте жительства после смерти. Поэтому гробницы по масштабам и помпезности не уступают дворцам в Цитадели.

Гробница Минь Манга огромна. На её территории находится 40 сооружений, включая храмы, павильоны, дворцы, мосты и водоёмы. Всё очень красиво и продумано. Вьетнамцы, конечно, сильны в ландшафтном дизайне. Все здания разные, даже если на первый взгляд кажется, что одинаковые. У них разные крыши, разные драконы, разные дворики.

Император Минь Ман правил в 1820—1849 гг. Он был вторым императором в династии Нгуен, имел 33 жены и 107 наложниц, и был отцом аж 142 детей!

Минь Ман всерьез увлекался живописью и архитектурой, и этот комплекс спроектировал полностью сам. Однако он не дожил до завершения строительства своей усыпальницы, его мавзолей достраивал сын и преемник.

В ландшафтном парке множество водоемов: озеро Совершенной Чистоты и озеро Новолуния, павильоны, символизирующие три энергии Жизни: Воды, Земли и Воздуха.

Четвертый император династии Ту-Дык вместо наследников оставил после себя 4000 стихов и 600 произведений прозы. Он был благородным, прекрасно образованным, но слабым здоровьем человеком.



Именно при нем власть была захвачена французами и потому, терзаемый виной, император при жизни удалился в собственный мавзолей и жил там, занимаясь творчеством.

Парковый комплекс органично сплетается с природой, не нарушая ее порядка, отражая поэтичность души императора-романтика. Впрочем, это очень типично для Азии.


Пройдя через двор с караулом каменных вельмож, застывших в траурном почтении, мы видим огромную стелу с исповедью императора, которая содержит 5000 иероглифов.

Император Ту Дук умер в возрасте 55 лет, из которых 35 лет он был у власти.



